Немой армянский мальчик, спасавший соотечественников

Эта статья написана 22.02.2015


В начале июня прошлого года в армянских СМИ распространилось сообщение о некоем проекте под названием «Турок, который меня спас», реализуемый неправительственной организацией “Европейская интеграция” при содействии МИД и по делам содружества Соединенного Королевства. Цель программы: сбор историй реальных людей, чьи предки пережили Геноцид и спаслись, благодаря помощи своих соседей, друзей, незнакомых людей – турок. Все эти истории войдут в книгу на армянском, турецком и английском языках.

По моему глубокому убеждению, проект «Турок, который меня спас», создан не тяготением к гуманизму, доброте или сочувствию, а с холодным расчётом, с целью умалить злодеяние турок, создать образ доброго турка.

Для меня лично нет сомнений, создатели этого проекта получают гонорары из Турции, пытающейся выглядеть невинной овечкой, особенно в преддверии 100-летия Геноцида армян. Турки стремятся любым, даже самым подлым способом, отвлечь внимание мировой общественности от почтения памяти жертв Геноцида. И если в рождающихся в Турции подобных проекта принимают участие и армяне, то они должны понимать, что своим потворством они оскорбляют память невинно убиенных жертв геноцида, своих соотечественников. Но если они знают и понимают это, и, все равно, продолжают принимать участие в грязном заговоре против своего – армянского народа – то я считаю, что эти существа – хуже турок. Ведь если даже сто турок спасли сто армян, это не может вылечить боль гибели более 1 500 000 армян в период первой мировой войны и возвратить потерянную Родину.

Прочитав на сайте Voskanapat.info статьи: «Турок, который спас дядю Тоника», «Турок, который отнял мой Дом», «Турок, который убил армянина», я вспомнил эпизод из книги армянского публициста, историка и художника Арама Антоняна, «Великое злодеяние» (Бостон, 1921, на арм. языке).

Этот эпизод, тронувший меня до глубины души, показывает готовность армянина подвергнуть себя опасности и даже ценой своей собственной жизни спасать соотечественников.

Прежде, чем представить эту маленькую историю, надо сказать несколько слов о четвёртой главе книги А. Антоняна, которая называется «Малыши – мученики», и где автор приводит официальные турецкие документы, данные и факты об убийствах армянских детей во время Геноцида. Но даже в этой кошмарной ситуации мальчишки, известными только им путями, прячась от конвоирующих турецких солдат и остального, жаждущего наживы, сопровождающего сброда турецких убийц, разными способами информировали группы армян об ожидающей их смертельной опасности. Они связывали группы армян, уже оказавшихся в пустыне Дейр эз-Зор (Тер Зор), с другими группами, находящимися на пути в смертоносную пустыню. Они приносили вести из пустыни, и всем было ясно: идти вниз, в Дейр эз-Зор равносильно смерти. Действия этих мальчиков спасли немало жизней.

А. Антонян пишет, что турецкие власти и военные, не сомневаясь в том, что находящиеся в регионе Алеппо и гонимые в пустыню армяне обречены на верную смерть, не всегда контролировали колонны измученных и изнеможенных армян*, и те, у которых ещё были силы, имели шанс спастись из ада. Сам А. Антонян тоже спасся бегством в Алеппо.
Привожу эпизод, о котором говорил выше, из книги А. Антоняна, в русском переводе.
«Мальчик из Партизака,** едва десяти лет, на полпути (между –С.С.) Сабха и Хаммам,*** в десяти часах ходьбы до Тер Зора, зарытый в песок, пытался отослать назад идущих вниз армян. Мальчик этот не разговаривал. У него был отрезан язык, кто знает, в какой страшной истории. Однако движениями руки он давал понять, что внизу (в Тер Зоре -С.С.) их истребят, и не прерывал своё бессловесное красноречие до тех пор, пока ему не удавалось уговорить людей идти назад. Потом опять зарывался, укрывался (от турок и палящего солнца – С.С.) песком – ожидая новой партии людей.

Удивительное благородство, в те ужасные и страшные дни, со стороны десятилетнего мальчика, который не имел возможность даже говорить, должно стать историческим заветом.

Что стало с этим маленьким героем? Какой народ, воспитавший таких мальчиков, не гордился бы ими?».****
-------------------
*
Արամ Անտոնյան, Մեծ ոճիրը, Բոստոն, 1921, էջ81-82:
**Партизак, село в Западной Армении, в вилайете Себастия, есть и армянский посёлок Партизак в западной части Малой Азии, в 20 км от Никомедии. Жители обеих поселений стали жертвами резни. Немногие из них выжили и обосновались в разных странах – С.С.
***Сабха (Sabha) и Хаммам (Hammam) населённые пункты на берегу Евфрата – С.С.
****
Արամ Անտոնյան, էջ 193-194:

Седрак САЯС

Справка: Арам Антонян (1875-1951), армянский публицист, историк, художник. Родился в Константинополе, окончил армянский и французский училища. Издавал, редактировал и оформлял ряд журналов. В 1915 г. в числе других сотен армянских интеллигентов был арестован турецкими властями и сослан на восток, бежал в Алеппо. После поражения турок, когда в Алеппо вошли английские войска, турецкий чиновник Наим бей передал ему важные официальные документы. Эти документы он опубликовал в книгах «В те чёрные дни», «Воспоминания Наим бея» (1920 г. на французском и английском языках), «Մեծ ոճիրը» («Великое злодеяние», 1921). С 1920 г. жил в Париже, в 1928 г. стал директором библиотеки Нубарян. Труды Антоняна и приведённые документы свидетельствуют (в числе других источников) о запланированном и организованном характере Геноцида армян.

http://voskanapat.info/?p=10472

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 3 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
asala hайк наhапет γενοκτονία γενοκτονία αρμενίων ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани армянская энциклопедия армянские мстители арцах батыев вандализм церковь великая армения венизелос галерея подонков геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян детская кровать ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения изобретения армян «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер макрон мовсес хоренаци музей геноцида наим бей национально-культурный геноцид ногалес операция «немезис» памятники армянской архитектуры пандухт первая христианская страна посол «азербайджана» пушкин рассказ русского офицера русский офицер светлана шмелева советский генерал сумгаит тацит уничтожение армянских рукописей фридман холокост холокост евреев яникян «ազերի» բաթըև հայկ նահապետ հերյուրանքներ պեր գարտոն տիգրան բ մեծ ցեղասպանություն
все 2 Мои друзья