Национально-культурный геноцид (часть 1)

Материал, который представляется из 3 частей – статья из энциклопедии «Армянский вопрос» (на русском языке).  Авторы статьи: А. Оганесян, М. Асратян, Седрак Кркяшарян. Энциклопедия «Армянский вопрос» вышла в свет в 1991 г.,  то есть  до распада СССР.  За прошедшие 23 года многое изменилось в мире, однако потери, о чём говорится в этой статье не восполнились и, к сожалению,  не восполнятся даже после решения Армянского вопроса.  

Эта статья актуальна и сейчас, и будет актуальна  в будущем. Она показывает к чему приводит скотское стремление кочевников уничтожить то, что создано коренным народом тысячелетиями: любовью,  потом и трудолюбием, стремлением к свету, к доброте,  к совершенству… уничтожить, чтоб присвоит то, что не твоё... 

 

   Седрак Кркяшарян

 Бывший старший научный редактор Армянской Энциклопедии


 Национально-культурный геноцид – это мероприятия и действия, направленные против национальной культуры какой-либо группы населения или народа.  В определении геноцида, данном специалистом по международному праву Р. Лемкиным, отмечалось, что геноцид – это не только уничтожение

этнической или религиозной группы путём физического истребления, но и путём разрушения её национальной духовной культуры. Однако понятие «национально-культурный геноцид» не вошло  в

основной текст Конвенции

ООН 1948 о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, хотя при выработке 

конвенции представитель СССР настаивал на запрещении также  национально-культурного геноцида.

 Многие исследователи считают, что понятие «национально-культурный геноцид»  должно быть

включено в более широкое определение преступления геноцида. Директор института по изучению истреблению и геноцида (Иерусалим) И.Чарни считает, что такие меры, как, например, запрет на употребление родного языка (лингвицид), также следует квалифицировать как геноцид. Социолог

С. Тоттен (США), говоря о геноциде армян в Османской империи, указывает также на вандализм в

отношении памятников армянской культуры,  продолжающийся и в наши дни.

 Неоспоримые факты свидетельствуют, что в годы массовой резни и депортации армянского населения Османской империи правительство младотурок целенаправлено стремилось уничтожить также материальные свидетельства существования армянской цивилизации. Погромщики руководствовались приказом Талаата, направленном в Комитет по делам высылки в Алеппо, где было сказано: «…настоятельно рекомендуется… всячески стараться уничтожить само название «Армения» в Турции» («Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов», 1983, стр. 474).  Следствием этой политики явилось уничтожение в годы геноцида многих ценностей армянской культуры. Жертвами геноцида стали талантливые армянские писатели, учёные, журналисты, деятели культуры. При аресте деятелей армянской литературы и искусства уничтожались их архивы. Сохранилась лишь часть их богатого творческого наследия, которую чудом удалось спасти.

 Огромной потерей стало уничтожение памятников письменной культуры армянского народа: десятки тысяч рукописей по истории, философии, естественным наукам, искусству, рукописи религиозного содержания были сожжены, уничтожены или бесследно исчезли.

В становлении духовного облика культурной самобытности армянского народа большую роль сыграла церковь.  Многочисленные документы, свидетельства очевидцев, говорят о целенаправленном уничтожении погромщиками армянского духовенства, церковных сооружений и церковной утвари. В телеграмме Талаата от  1 декабря 1915 говорилось: «… Армянское духовенство должно быть истреблено в первую очередь»(«Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов», 1983, стр. 485).  В 1912-1913 гг. по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Армянским патриаршеством в Константинополе был составлен и представлен правительству полный список армянских церквей и монастырей, находившихся на территории империи.

Особый интерес турецкого правительства к количеству и местонахождению армянских церквей

 накануне войны имел определённую связь с вынашиваемой программой уничтожения армян. По данным патриарха Орманяна, общее число монастырей и церквей в Западной Армении составляло в 1912 г. около 2 200 (Օրմանյան Մ., «Հայոց եկեղեցին», 1913, էջ 259-269). Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и разрушены во время погромов.

Таким образом, наряду с истреблением огромной части армянского народа на его родине, были уничтожены также созданные им в течении тысячелетий культурные ценности и памятники. Подобные потери не поддаются количественным определениям: они невосполнимы. Преднамеренный характер действий и их масштабы свидетельствуют о том, что в Османской империи был осуществлён  геноцид в отношении армянской национальной культуры.

Национально-культурный геноцид в отношении армянского народа продолжается и в современной Турции. Присваиваются духовные и культурные достижения армян, планомерно разрушаются памятники армянского зодчества, дискриминируется система школьного образования в армянской общине Стамбула. Наступление на армянскую историю и культуру преследует две цели: доказать, что Западная Армения никогда не была исторической родиной армян и что в Турции не был совершён геноцид в отношении армянского народа. В современной турецкой историографии выдвигаются и «обосновываются» положения о том, что Армения – это лишь географическое название местности в Восточной Анатолии, что памятники культуры, «неправильно называемой армянской», были созданы турками. «Турецкое происхождение»приписывается многим деятелям армянской культуры, в том числе Месропу Маштоцу, Григорию Просветителю, Комитасу.

На протяжении многих лет слово «Армения» последовательно стирается со всех турецких карт, со страниц справочников и путеводителей. Если, тем не менее, это название попадает на страницы печатных изданий, то конфискуется весь тираж, а авторы и издатели привлекаются к ответственности.

В 1982 г. турецкий архитектор Н. Болук был привлечён к судебной ответственности за то, что в изданном им путеводителе по Турции ряд районов так называемой Восточной Анатолии обозначен как историческая Армения (газ. «Հուսաբեր», 14 апр. 1982). В 1986 г. издательница турецкого перевода «Британской энциклопедии» была обвинена в «антитурецкой пропаганде и оскорблении национальных чувств турецкого народа» за то, что в книгу была включена сноска о Киликийском Армянском царстве.

Турецкие власти неоднократно заявляли протесты тем иностранным компаниям, авторам или издателям, которые упоминали о существовании древних армянских государств на территории нынешней Турции. В 1984 г. турецкие власти выступили с обвинениями в адрес французской туристической компании «Клуб Медиттеране», которая в изданных ею путеводителях назвала город Ани древней столицей Армении

(газ. «Մարմարա», 10, 11, 19 июля 1984).

С конца 1920-х гг. в Турции начался процесс переименования армянских географических названий, было учреждено специальное управление по замене старых топонимов. 

По данным Института Зорян (США),  свыше 90 % географических названий Западной Армении переименованы  (газ. «Զարթոնք»,  15 сент. 1983).  Иностранные специалисты, работающие в Турции, отмечают, что чрезвычайно трудно получить разрешение на исследование территорий с армянскими памятниками. В 1975 г., например, при снятии плана армянской церкви близ Вана  был задержан французский архитектор Ж.-М. Тьерри, который затем был вынужден покинуть страну. Правительство Турции приняло закон, налагающий запрет на любые организации, популяризирующие иные народы, религии и культуры (газ. «Զարթոնք», 24 нояб. 1983). Автор исследования о династии армянских зодчих Палянов Б. Тухладжян был привлечён к судебной ответственности по обвинению в том, что он «приписывает армянам создание архитектурных памятников, характерных лишь для турецкого гения» (газ. «Մարմարա», 5 марта 1984).

Туркам постоянно приписываются многочисленные образцы армянского музыкального фольклора, прикладного искусства.

Дискриминации подвергаются армянские школы в Турции. В школах запрещено преподавать историю Армении, литературные произведения на исторические темы не должны упоминаться. 

Таким образом, в современной Турции продолжается политика, направленная против истории и культуры армянского народа. В пункте 6 резолюции Европарламента  от 18 июня 1987 г. сказано, что турецкое правительство должно проявлять справедливое отношение к самобытности армянского народа, его языку, религии, культуре и системе образования; Европарламент настоятельно требует должного отношения правительства к охране памятников армянской архитектуры, находящихся на территории современной Турции.

 А. Оганесян

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья