Национально-культурный геноцид (часть 3)

Уничтожение армянских рукописей. 


Национально-культурный геноцид в отношении армянской культуры охватил также армянские рукописи. За свою многовековую историю армянский народ создал десятки тысяч рукописей, представлявших собой труды по истории, искусству, естественным наукам, сочинения духовного и светского характера. Эти рукописи время от времени уничтожались различными завоевателями, однако в конце XIX и начале XX вв. уничтожение армянских рукописей осуществлялось запланированным образом, поскольку турецкие власти преследовали цель не только уничтожить армянский народ, но и созданные им духовные ценности, в том числе и рукописи, чтобы не осталось никаких свидетельств  об «исчезнувшем народе». В 1894-96 и 1915-23 гг. погромщики, разрушая армянские монастыри и церкви в Западной Армении и многих местностях Турции, уничтожили, сожгли хранившиеся в них тысячи рукописей и старопечатных книг. Хотя о количестве уничтоженных рукописей имеются некоторые данные (так, в Васпуракане было уничтожено не менее 3 000 рукописей, в Тароне – до 2 000, в Кесарии и её округе – 700, в Армаше – 250, Себастии и округе – около 170 и т.д.), тем не менее не известно точное количество уничтоженных во время геноцида армянских манускриптов, поскольку в тот период не имелось полного списка хранящихся в различных местах армянских рукописей. Несмотря на это, многие армянские и иностранные  исследователи (Г. Срвандзтян, А. Ташчян, Г. Овсепян, Е. Лалаян, В. Ланглуа, Ф. Мюллер и др.) описали тысячи рукописей, хранившихся в Западной Армени, Киликии, населённых армянами местностях Турции. Епископ Месроп Тер-Мовсисян составил список 22 000 армянских рукописей. До геноцида большое количество армянских рукописей хранилось в церквях и монастырях Сиса, Аданы, Константинополя, Евдокии, Хизана, Тарона, Карина, Себастии, Малатии и др. мест Западной Армении и  Турции; немало рукописей имелось в личных собраниях.

Во время резни и депортации армяне нередко брали с собой, вместо предметов первой необходимости,  рукописи, стремясь спасти эти плоды человеческой мысли.

 Многие рукописи закладывались в тайники, но погромщики, обнаружив их, уничтожали. Некоторые сохранившиеся рукописи были впоследствии проданы турками в европейских странах; известны случаи, когда листы и страницы рукописей и книг использовались на рынках Муша, Карина и др. мест в качестве обёрточной бумаги.

Среди уничтоженных рукописей имелись Библии, Ветхие и Новые Заветы, маштоцы (1), требники, часословы, псалтыри, книги проповедей, календари, жития святых, книги канонов, труды историографического, философского, богословского характера, авторами которых являлись армянские, греческие, римские, сирийские, еврейские учёные, начиная с древнейших времён и до позднего средневековья. Имелись рукописи, содержащие шедевры армянской миниатюры.

Таким образом, уничтожение армянских рукописей явилось ударом не только по армянской, но и мировой культуре и науке, невосполнимой утратой для человечества.

Благодаря самоотверженности армянских беженцев, усилиям армянской интеллигенции часть рукописей, находившихся на территории Западной Армении, всё же была спасена.

Значительное количество их хранится ныне в Ереванском Матенадаране им. Маштоца, в Эчмиадзинском и Киликийском католикосатах,  Иерусалимском и Константинопольском армянских патриаршествах, в матенадаранах конгрегаций мхитаристов Венеции и Вены,  в крупнейших библиотеках и музеях мира. 

  

Литература:   

 Геноцид армян в Османской империи. Сб. док-ов и мат-лов под ред. М.Г. Нерсисяна. Ереван, 1983; KuperL., Genocide: ItsPolitical  U.- es  in the Twentieth Century, N.Y., 1981; Genocide. Issues, approaches, resourses, vol. 24, issue 2, N.Y., 1987. Thierry J.M.,  Donabedian P., Les arts armeniens, P., 1987; Cuneo P., Architettura <st1:country-region w:st="«on»"><st1:place w:st="«on»">Armenia</st1:place></st1:country-region>, t. 1-2, Roma, 1988.Սրվանձտյան Գ., Հնոց և Նորոց, ԿՊ, 1874: Աճառյան Հ., Ցուցակ հայերեն ձեռագրաց Սանասարյան վարժարանի ի Կարին, Վիեննա, 1900: Լալայան Ե., Ցուցակ հայերեն ձեռագրաց Վասպուրականի, պրակ 1, Թիֆլիս, 1915: Ոսկյան Հ., ՏարոնՏուրուբերանի վանքերը, Վենետիկ, 1953: Քոլանջյան Ս., Մեր ձեռագրական կորուստները, «Էջմիածին», 1965, № 2-7, 1966, № 8-10, 1967, № 5-6:

 

---------------

 1.Армянские иллюстрированные рукописи.

 

 Седрак Кркяшарян

 

 Привожу в переводе отрывок из пространной статьи «Национально-культурный геноцид» из энциклопедии «Армянский вопрос»(на армянском языке) изданной в 1996 году.

 Национально-культурный геноцид осуществлялся и в созданном в 1918 г. Азербайджане, значительная часть территории которого составляли области Великой Армении: Арцах, Утик и Пайтакаран и частично – некоторые районы Сюника, Васпуракана и Айрарата. Более 70  лет правительство  Азербайджана (при попустительстве правительства бывшего СССР) проводило антиармянскую политику, вследствие которой в годы советской власти в Азербайджане закрылись многочисленные армянские школы, армянский театр в Баку и т.д. В Нахиджеванской республике (в Агулисе, Джуге, Нахиджеване, Ордубаде,  Андамече,  Труняц дзоре и др. местах)(1)  памятники армянской культуры – многочисленные церкви, хачкари, надгробные камни уничтожались и уничтожаются определённым планом и определённой целью.В Азербайджане (как и в Турции) истребление армянской культуры осуществлялось двумя способами: истреблением памятников и присвоением деятелей армянской культуры и ценностей. Азербайджанские «специалисты» некоторых армянских учёных и деятелей культуры считают агванскими деятелями, армянские церкви и свойственно только армянской культуре хачкари – образцы агванской культуры, а азербайджанцев – потомками агванов, следовательно, по их мнению, всё это  азербайджанское. Кроме этого, в Азербайджане издаются антинаучные карты, где Азербайджанской «территорией» считаются восточные и юго-восточные территории Республики Армения.  Процесс истребления армянского населения и памятников армянской культуры в Азербайджане усилился с 1988 г., когда армянское население Карабаха, используя возможности международного права о самоопределении народов, решило воссоединиться с Республикой Армения. В Турции и в Азербайджане цель национально-культурного геноцида армян – уничтожить армян, присвоить армянские территории, одновременно уничтожить и присвоить созданные армянами культурные ценности – материальные выражения существования армянской цивилизации, чтобы не оставались свидетели «исчезнувшего» народа.  

А. Оганесян, М. Асратян, Седрак Кркяшарян

-------------------- 

  Перевёл Седрак Кркяшарян

 

 

 

 

1. До XX в. на кладбище  Джуги насчитывались несколько тысяч хачкаров (по разным данным — до 10 000). За годы советской власти  правительство «Азербайджана» планомерно уничтожало хачкари – бесценные жемчужины человеческой созидательной фантазии. В декабре   2005 г. бульдозерами окончательно были уничтожены последние хачкари.  

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья