Армянскому государству 4510 лет


Много лет назад, читая статью об известном фиванском полководце Эпаминонде (Επαμεινώνδας, 420-362 гг. до н. э.), который в битве при Левктрах (6 июля 371 г. до н. э.) впервые применил новую тактику — сосредоточил ударную колонну в направлении главного удара на решающем участке и так называемой косой атакой добился полной победы над спартанцами (иными словами, применил тактику «клина»), я подумал: а ведь то же самое было и в битве в Айоц-Дзоре, где Айк Наапет разбил войско Бэла-Небровта 11 (23) августа 2492 г. до н. э. (1 навасарда по армянскому летоисчислению).

В очередной раз прочитав сведения Мовсеса Хоренаци, Себеоса, Анании Ширакаци, других армянских авторов, грузинского историографа Леонтия Мровели о битве в Айоц дзоре, в 1990 году я написал статью «Из истории тактики достижения решающего превосходства на главном направлении», которая была опубликована в двух армянских газетах — «Հայաստան» (№ 35-36, 30 сентября 1990 г., стр. 57-58) и «Փյունիկ» (№ 6, 30 октября 1990 г., стр. 6). В 1990 году, когда была опубликована эта статья, битве в Айоц-Дзоре исполнилось 4482 года. Публикуя указанную статью, я не имел целью предложить праздновать эту, так сказать, не круглую дату, а хотел представить и показать, что Эпаминонд не был первым, кто применил данную тактику, как считал Ф. Энгельс. За 2121 год до Эпаминонда эту тактику применил Айк Наапет.

Однако с приближением 2008 г., когда исполнялось 4500-летие этой битвы, незначительно изменив первую статью, я написал новую — «4500-летие Армянского государства», предлагая в том же году отмечать эту знаменательную дату. К сожалению, по разным причинам, она не была опубликована.

В феврале 2016 года на эту же тему на Voskanapat.info была опубликована статья «Приближается 4510–летняя годовщина армянского государства» ( voskanapat.info/?p=13933), которая заканчивается следующими словами: «В 2018 г. исполняется 4510-летие исторической и судьбоносной битвы в Айоц-Дзоре и основания армянского государства. Многие народы, не имеющие древнюю историю или собственный этноним, культурное наследие, выдумывают или крадут чужие имена, историю, и присваивают культурные достижения соседних народов. А армяне, имея славную историю и неоценимый вклад в мировую цивилизацию, должны ценить и уважать события, имеющие эпохальное значение, и обязаны в 2018 г. должным образом отметить 4510-летний юбилей своего государства, государства народа, который Мовсес Хоренаци называет «величественным среди всех северных наций» того времени.

«Полагаю, что никто из людей мыслящих не станет возражать…»

Мовсес Хоренаци (кн. 1, гл. 6)».

Идет четвертый месяц 2018 года. Часто пишут о 2800-летии Еревана, о 100-летии провозглашения первой Республики Армения. И пока не говорится ни слова о 4510-летии основания Армянского государства. Возможно, это глубокий отпечаток десятилетиями навязанной по политическим соображениям антиармянской теории о том, что Урарту не имеет ничего общего с Арменией и, как следствие, утрачены тысячелетия древней истории Армении. Однако миф уже давно развеян. Урарту, Араратское царство, Аратта, Хайаса, Урашту, Армина — это названия Армении[1], в разные времена древнейшими соседями данные стране, которую сами армяне называют Հայք, Հայաստան. Это настолько очевидно, что греки, в III — I веках до н. э. переводившие Ветхий завет, страну армян называли и Араратом (’Αραράτ, Δ’ Βασιλέων, ΙΘ’,37), и Арменией (’Αρμενία, ΛΖ’ Ησαΐας, 38). То есть для древних греков названия «Арарат» и «Армения» были синонимами. Многие страны у различных народов называются по-разному. Греки, например, Швейцарию называют Элветия (Ελβετία), а Францию — Галлия (Γαλλία). Можно привести десятки таких примеров о разных названиях одной и той же страны или одного и того же народа.

Таким образом, история Армении начинается не с «развала Урарту» в VI в. до н. э., как принято в исторической литературе, а тысячелетиями ранее.

Так в чем проблема в принятии этой знаменательной даты многотысячелетней истории Армении?

Может, кому-то не нравится тот факт, что 2492 г. до н. э. — дата битвы в Айоц-Дзоре? Мовсес Хоренаци отмечал: «Ոչէպատմութիւնճշմարիտ` առանցժամանակագրութեան» («Нет подлинной истории без хронологии» (История Армении, кн. 2, гл. 82). И, естественно, хронологией этой знаменательной битвы в разное время занимались ученые разных эпох и различных взглядов.

Историк, лингвист, теолог, педагог, член Конгрегации мхитаристов Венеции с 1762 г. Микаэл Чамчян (1738-1823) в своем труде «История Армении» излагает историю Армении от сотворения мира до 1784 г. При этом он параллельно использует два календаря: календарь, использовавшийся многими хронографами, согласно которому «сотворение мира» имело место за 4 тысячи лет до рождения Христа (Чамчян принимает 4004 г.), и календарь 70 толковников[2], согласно которому «сотворение мира» произошло в 5199 г. до рождения Христа. Основываясь на эти календари, Чамчян битву в Айоц-Дзоре датирует 1896 годом по календарю хронографов, то есть между 2104-2108 гг. до н. э. (4000/4004-1896=2104/2108), и 2856 годом по календарю 70 толковников, то есть 2343 г. до н. э. (5199-2856=2343) [3]. Как видим, использованные Чамчяном разные календари не дают точную дату битвы в Айоц-Дзоре, так как основаны на произвольных, мифических датах «сотворения мира».

После Чамчяна к этой дате обратился еще один член Конгрегации мхитаристов Венеции с 1838 г. — историк, поэт, филолог, географ, переводчик Гевонд Алишан (Керовбе Алишанян, 1820-1901). Алишан, несомненно зная расчеты своего старшего коллеги Чамчяна, основываясь на начале Большого армянского летоисчисления (552 г.) и обратном расчете двух циклов Сириуса, или Сотиса (Σώθις — греческое названия Сириуса)[4], более точно вычислил день победы Айка и получил 2492 г. до н. э.[5].

Алишан пишет, что эта дата совпадает со сведениями неармянских авторов, в частности Африкана (Юлий Африкан Секст, Σέξτος Ιούλιος Αφρικανός, один из первых христианских историков, прибл. 160 – прибл. 240 гг.) и Евсевия Кесарийского (Ευσέβιος ο Καισαρείας, историк, автор церковной истории, 265 – 340 гг.), которые своими подробными расчетами смерть Бела датируют 2492 годом до н. э.

Алишан также приводит названия многочисленных поселений центральной Армении и сообщения источников, которые свидетельствуют об историческом присутствии Айка и его потомков.

Исследователи древней истории Армении по-разному отреагировали на эту дату — 2492 г. до н. э.

Известный историк, источниковед, профессор Ашот Абрамян считал, что расчеты Алишана неубедительны. Один из доводов Ашота Абрамяна заключается в том, что в третьем тысячелетии до н. э. армянский народ этнически еще не был сформирован[6]. Это суждение, конечно же, является одним из отголосков существования «неармянского» Урарту, так как, по мнению его сторонников, формирование армянского этноса завершилось, якобы, лишь после падения Урарту, а до этого быть не могло. Есть и другое мнение относительно этой даты (например,  www.hayary.org/wph/?p=703), согласно которому битва произошла еще раньше — в 3500 г. до н. э.

Однако большинство исследователей 2492 г. до н. э. принимают как год победы Айка Наапета. В их числе известный философ, составитель календаря, поэт, педагог Ованнес Саркаваг (ՀովհաննեսՍարկավագԻմաստասեր, 1047/1050-1129)[7], историк, этнограф, педагог, переводчик Г. Аганянц (1856-1920)[8], известный радиофизик, академик Парис Геруни[9], математик Г. Бадалян[10], астрофизик Б. Туманян[11], академик Э. Агаян[12], историк М. Акопян [13] и др., и усомниться в этом нет причины.

Эта судьбоносная победа имела не только колоссальное военное, но и политическое значение. После нее Айк обустроил свою страну, распределив ее области между своими сыновьями и внуками, укрепил армянское государство и обеспечил политическую, экономическую и культурную вечность армянского народа.

Надо отметить, что битва в Айоц-Дзоре явилась заключительным актом завершения формирования армянской государственности, начало которой было положено еще в XXVIII в. до н. э.[14], и доказательством сплоченности армянского народа. Сплоченность, которая выражается каждый раз, когда стране грозит опасность.

Победа и деятельность Айка Наапета настолько значительны в истории армянского народа, что народ боготворил его и счёл за честь назваться его именем – հայ, а страну именовать Հայք, Հայաստան.

Дамы и господа! 2018 год — уникальный для армянского народа. В этом году празднуются три важные даты: 100-летие первой Республики Армения, 2800-летие основания Еревана и 4510-летие основания Армянского государства. Это уникальная возможность в одногодье отпраздновать судьбоносные даты великой, многотысячелетней истории Армении, не говоря уже о политическом значении этого события.

Седрак САЯС

P.S.  
Третий президент РА С. Саргсян в рамках рабочего визита в Италию 4-6 апреля, в интервью влиятельной итальянской газете «La Stampa», в частности, сказал: «Когда Алиев заявляет, что территория Армении — это историческая территория Азербайджана, он должен помнить, что Азербайджан впервые появился на политической карте мира всего 100 лет назад, а мы этой осенью отпразднуем 2800-летие столицы Еревана» (). К сожалению советники и историки третьего президента не напомнили ему о 4510-летии основания Армянского государства…analitikaua.net/2018/obespechiv-bezopasnost-karabaha-armeniya-pervoy-priznaet-ego-nezavisimost-serzh-sargsyan/

Хочется верить, что четвертый президент 23 августа поздравит всех армян мира с этой славной датой.

«…Полагаю, никто из мыслящих людей не будет возражать против этого, если только кто-то не пожелает, нарушая истинный порядок истории, превращать в мифы правдивую историю» (Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. 1, гл. 6).
---------------------
[1].
Պատմությանկեղծարարները. Ինչո՞ւհորինեցին«Ուրարտուն»

www.magaghat.am/2014/12=ru;

С. Айвазян, Фальш-термин «Урарту»

https://historyarmenians.wordpress.com;

Ա. Մովսիսյան, Ե. Դանիելյան, Հայկականլեռնաշխարհումպետականությանսկզբնավորմանխնդրիշուրջ, «ԲանբերԵրևանիհամալսարանի», «Հայագիտություն», 130,1, Երևան, 2010թ., էջ21-28: 

М. Акопян, Айказуни: Забытый царский род (www.milhistory.listbb.ru/viewtopic.php?f=23&t=437).

[2]. Собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, семи десятью старцами в III—I веках до н. э. в Александрии.

[3]. Մ. Չամչեան, ՊատմութիւնՀայոցիսկզբանէաշխարհիմինչեւցամտեառն1784, Վենետիկ, հ. 1, 1784, էջ8, 63-64.

[4]. Цикл 1460 лет неподвижного календаря или 1461 год подвижного календаря.
[5].
ՂեւոնդԱլիշան, ՅուշիկքհայրենեացՀայոց, գլուխԳ, Հայկայշրջան, Գ-Դ), հ. 1, Վենետիկ, 1869, էջ95-96).

[6]. Ա. Աբրահամյան, Հայոցգիրևգրչություն, Երևան, 1973, էջ99:

[7]. Ср. Гевонд Алишан, там же.

[8]. Գ. Աղանյանց, ՏոմարևտոնացույցՀայաստանյացեկեղեցվո, Տփխիս, 1890, էջ9-10 ։
[9].
ՊարիսՀերունի, ՀայերըևհնագույնՀայաստանը, Երևան, 2006, էջ31-իծնթ.: Электронный вариант: .lib.ysu.am/close_books/313034.pdf

[10]. Հ. Բադալյան, Օրացույցիպատմություն, Երևան, 1970, էջ54; его же: Հայոցտոմարիշուրջը().hpj.asj-oa.am/555/1/63-4(63).pdf

[11]. Բ. Թումանյան, Հայաստղագիտությանպատմություն, հ. 1, 2, Երևան, 1964, 1968; его же: Տոմարիպատմություն, Երևան, 1972; его же: Հայոցմեծևփոքրթվականներիտարեսկզբիհարցիշուրջը(ՀՍՍՀԳԱ«Տեղեկագիրք(Հաս. գիտ.), 1965, № 6, էջ79;

[12]. ԱղայանԷ., ՀայոցբունթվականիսկիզբըևՀայկյանշրջանները().lraber.asj-oa.am/5003/1/1983-11(3).pdf

[13]. М. Акопян, ук. соч.

[14]. См. Ա. Մովսիսյան, Ե. Դանիելյան, ук. соч.

voskanapat.info/?p=31149&l=ru

 

 

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья