Как два литовских «историка» «шокировали» литовцев (часть 5)

17 июля, 2023


Приведу ещё одну выдержку из упомянутой в предыдущих частях этой статьи закавтурецкого сообщения, где Гинтарас Висоцкас талдычит:«Когда литовские читатели узнали о том, что Ереван раньше принадлежал Азербайджану, а сейчас там ни одного азербайджанца не живет, они были в шоке» [1].

Первое, что  пришло в голову, когда прочитал этот очередной  бред  Висоцкаса, было то, что сей ,, историк'', оказывается, не знает о существовании справочников, энциклопедий (не говорю об исторических трудах: это не для него), где можно найти сведения о том, что Ереван основан в 782 г. до н.э. и старше Рима на 29 лет, и не мог принадлежать закавтурецкой массе, которая своё название — «азербайджанцы», получила лишь в 1936 г.  

Висоцкас, по сути, повторяет фальшь закавтурок о том, что якобы Ереван «азербайджанский» город.

О том, что это фальшь, и стремление закавтурок присвоить чужое, я (и не только я) писал в статьях «Ереван Жана Шардена», «История опирается на факты, а не на фантазии больных энцефалопатией» [2]. Не считаю лишним привести некоторые выдержки из упомянутых этих статьей.

Закавтурецкие фальсификаторы, дабы «подтвердить» свои фальшивые, надуманные умозаключения, имеют привычку приводить цитаты из разных источников в извращенном виде и комментируют эти цитаты на свой лад так, чтобы «доказать» свою заказную правоту.

Так, авторы упомянутого мною неоднократно сборника азербайджанских фальсификаций под названием «Meaculpa…», на стр. 83-84 пишут, что с 1507-го по 1828 г. правителями Еревана были азербайджанцы. И чтоб подтвердить эту чушь, упоминают побывавшего в 1673 г. в Ереване французского путешественника Жана Шардена. Затем заключают, что все работники гражданского и административного управления Чухурсадской области и ее главного города Еревана, были выходцами из племени тюркских кызылбашей и что  основное население Еревана состояло из азербайджанцев. Это очередная фальшь и бред закавтурок, так как  Жан Шарден знать не знал каких-то азербайджанцев. Он пишет: «Крепость, находящаяся в Эривани, сама по себе может считаться маленьким городком, она овальной формы в четыре тысячи шагов в окружности и заключает в себе до восьмисот домов. Живут в ней только природные персы, армяне же имеют там только лавки, где они работают и торгуют днем, а вечером, заперев их, расходятся по своим домам» [3]. И так как Шарден отлично изучил Закавказье и Иран, то, очевидно, неплохо разбирался в том, кто являлся персом, кто армянином, кто грузином и т. д. И нет сомнений в том, что Шарден хорошо понимал: в крепости Еревана жили персы.

В крепости находились лишь лавки армян, которые вечером возвращались в свои дома, находящиеся собственно в городе, отстоявшем от крепости на расстоянии пушечного выстрела [4]. Таким образом, ремесла и торговля находились в руках армян, что естественно для армянского города.

Шарден, упоминая в крепости и в городе персов и армян, нигде, ни в крепости, ни в городе, не упоминает так называемых «азербайджанцев», как хотели бы этого закавтурки, потому что невозможно говорить о том, чего попросту нет в природе.
Говоря о культовых сооружениях Еревана, Шарден пишет, что в городе имеется множество церквей, две из которых существуют со времен царей Армении [5]. Кроме церквей, были и две мечети: одна полуразрушенная, рядом с рынком, другая, красивая мечеть, находилась в нескольких сотнях шагов от дворца правителя [6]. Наличие мечетей естественно, так как в городе, кроме коренных жителей-армян, жили персы и другие разнородные мусульмане, о которых можно прочитать в статье
«История опирается на факты, а не на фантазии больных энцефалопатией», и я не буду останавливаться на этом. Однако наличие в Ереване множества церквей, в том числе древних, и, в данном случае, всего двух мечетей, одна из которых полуразрушенная, уже говорит о том, кто имел вес в городской жизни Еревана в конце XVIIв. Не надо забывать, что численность (а в случае Еревана — и автохтонность) населения диктует количество духовных строений.

Ну что, Висоцкас, нравится тебе Шарден?

О том, что правители Чухур-Саада (до половины XVIIIв. так называлась политико-административная единица с центром в Ереване) и Ереванского ханства не были «азербайджанцами» (в понимании закавтурок), я писал в статье «Чем понравилась Армянская Энциклопедия «азербайджанским» пропагандистам?»[7].Хочу добавить, что в числе правителей Еревана фигурировали турки, персы, курды, представители разнородных тюркских племен, лезгины, грузины и армяне, как, например, Мухаммадкули-хан Мусабекян (Агулеци, 1735-36). Они являлись наместниками или турецкого султана, когда Ереван находился в руках у турок, или персидского шаха. Однако среди этой мозаики правителей не было и не могло быть никаких «азербайджанцев».

Пытаясь «доказать», что Ереван «азербайджанский город» закавтурки, в указанном выше сборнике фальсификаций «Meaculpa…», на стр. 69 поместили следующую цитату: ««Армянский историк А. Иоаннисян писал, что в первой четверти XVIIIвека армяне составляли одну четверть городского населения Еревана, а весьма значительную часть составляли азербайджанцы».

Иоаннисян А. А. Армяно-русские отношения в XVIIIвеке. а Т.2. ч. 1. Ереван, 1964, с.».
Не буду анализировать многочисленные разнородные ошибки этой цитаты (о них я писал здесь: https://voskanapat.info/ru/18339/), отмечу, что цитата                                А. Иоаннисяна искажена.

Вот как выглядит сия цитата в оригинале: «По данным источников армяне составляли четвертую часть населения города Еревана, а азербайджанцы — большинство». Иоаннисян здесь, ссылаясь на книгу «HistoiredePersedepuislecommencementdecesiècle, Paris, 1750, t. II, 149» французского инженера Ля Мами-Клерака (LaMamye-Clairac), не приводит слова француза дословно и не ставит кавычки. А Ля Мами-Клерак, говоря о населении Еревана, упоминает армян (arméniens) и мусульман (musulmans) вообще, а вовсе не «азербайджанцев», как того хотели бы видеть зактурки. Слово «азербайджанцы» — это неточная вставка А. Иоаннисяна: он руководствовался реалиями того времени, когда в СССР всех мусульман Закавказья с 1936 г. начали называть «азербайджанцами», игнорируя автохтонов — талышей, лезгин, персов и др. Причем, подобным образом поступали все советские ученые.

А теперь обратимся к данным о численности населения Еревана из разных энциклопедий. Обратимся к двум энциклопедиям: одной русской, досоветской и одной советской.

Согласно Большой энциклопедии, в начале ХХ в., население Еревана большинство состояло из армян[8].

Согласно первого издания Большой советской энциклопедии, численность населения Еревана в 1932 г. составляло 102325 человек, в том числе армян — 90,3%, тюрок, персов и карапапахов — 6,3%.[9]. Обратите внимание на то, что в 1932 г. не упоминаются «азербайджанцы», а — тюрки, персы, карапапахи, так как искусственный термин «азербайджанцы» для кочевников и автохтонов восточной части Закавказья возник в 1936 г.

Ну что Висоцкас, подытожим вышесказанное?

В течение своей 2805-летней истории, Ереван видел много войн, нашествий, переселений, кроме коренных жителей армян, там, в разные времена, для укрепления своей власти, завоеватели расселяли представителей разных племён. Об этом более подробно можно прочитать здесь: http://voskanapat.info/?p=18339&l=ruhttp://voskanapat.info/?p=10414.

Ереван не мог никогда принадлежать не существующему до 1918 г.  «Азербайджану».

Потомки кочевников, закавтурки, в своей мании удревниться в регионе и претендовать на территории автохтонов, фальсифицируют разные источники о населении Еревана, однако анализ употребляемых ими источников и сведения разных энциклопедий опровергают их ложь. Ереван основан как армянский город и в течение всей его 2805 — летней истории оставался армянским и будет армянским вечно.                                                                                                                                           Висоцкас, напомню читателям твой бред: «Когда литовские читатели узнали о том, что Ереван раньше принадлежал Азербайджану, а сейчас там ни одного азербайджанца не живет, они были в шоке» [10]. Ври, да знай меру!

А как ты думаешь, что почувствуют литовцы, когда они узнают, что в течение всей истории, вплоть до 1918 г.  сам Баку не был вообще «азербайджанским» городом, что армяне составляли большинство и были одним из основных жителей этого города, что в феврале 1905 г., в сентябре 1918 г.,  в январе 1990 г. в Баку был организован геноцид армян[11] и сейчас там нет армян, думаю литовцы не только будут шокированы, но упадут в обморок… Висоцкас, несёшь позорный бред, пахнущий  икрой и нефтью, кстати, открытой и разработанной в российском городе Баку армянскими нефтепромышленниками на свои личные деньги и построившие первый в мире и самый длинный в мире  нефтепровод.

Седрак  САЯС

----------------------------

[1]. https://apa.az/ru/nagornyj_karabakh/xeber_v_baku_sostoyalas_prezentaciya_ knig_litov_-336967.

[2].voskanapat.info/?p=23936&l=ru; http://voskanapat.info/?p=18339&l=ru.

[3]. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг., Тифлис, 1902, стр. 242.

[4]. Там же.

[5]. Там же.

[6].Там же, стр. 243.

[7]. https://voskanapat.info/ru/10429/.

[8]. Большая энциклопедия, том 20, СПБ, 1905, стр. 647.

[9]. «БСЭ», изд.1, т. 64, Москва, 1933, столбцы 587–591.

[10].[https://apa.az/ru/nagornyj_karabakh/xeber_v_baku_sostoyalas_prezentaciya_  knig_litov_-336967.].

[11]. http://novostink.ru/photoreports/138314-baku-stolica-treh-pogromov-pogromy-armyan-v-1918-godu-fotoreportazh-chast-ii.html; http://nashasreda.ru/znaete-li-vy-chto-pogromy-armyanskogo-naseleniya-v-gorode-baku-osushhestvlyalis-v-1905-1918-i-v-1990-godax/; «Հայկականհարց» հանրագիտարան, Երևան, 1969, էջ145.

 

 

https://voskanapat.info/ru/47593/

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья