Неиссякаемая энергия созидания армянского народа

16.03.15


Мне давно был известен труд Арама Антоняна «Մեծ ոճիրը» («Великое злодеяние»),* и когда в 1990 г. посчастливилось приобрести эту книгу, я прочитал её несколько раз, выделяя и подчеркивая наиболее важные, по моему мнению, мысли автора. Это было очень тяжело: читать о депортации, гонениях, мучении и истреблении целого народа, самыми варварскими способами, не вмещающимися в логику и рамки поведения homo sapiens-a…

Ныне, спустя много лет, мысленно возвращаясь к этой бесценной книге и выделенным мною записям, удивляюсь человечности и стойкости людей, которые, находясь в самом настоящем аду, сумели сохранить свой человеческий облик. Читателям voskanapat.info известна история немого армянского мальчика, который, подвергая себя опасности, спасал своих соотечественников. Меня также удивила и поразила история, свидетельствующая о неиссякаемой энергии созидания армянского народа.

Очевидцы Геноцида армян, Арам Антонян и турецкий чиновник Наим бей, рассказывают, что в течение 1915 г., в районе Алеппо, сконцентрировалось огромное количество армян, выселенных из городов и сёл Западной Армении, а также армянонаселенных поселений Малой Азии. Это были в основном выжившие на дорогах изгнания женщины, девушки и мальчики до семи лет, так как все представители мужского пола старше семи лет были уничтожены (стр. 16-17). Тех, кто еще чудом оставался в живых, ждала бескрайняя раскаленная пустыня, где завершалось великое злодеяние, окончательное уничтожение депортированного армянского населения. Однако турецкие власти не всегда успевали принимать и выслать в пустыню все группы выселенных (стр. 45).

Накопление огромного числа измученного, изнеможенного народа вызывало болезни. От голода, болезней, мучений, от набегов отрядов разнородных кровопийц, каждый день умирали сотни людей. Вместе с армянами умирали и местные жители — арабы, жизнь которых для турок представляла ценность не большую, чем жизнь армян. Заместитель главного управляющего депортацией в Алеппо, Абдулахад Нури бей радовался, что вместе с армянами гибли и арабы, таким образом, по его мнению, «выравнивается будущая дорога тюркизма» (стр. 24-25).

В этих условиях управляющий Дейр эз-Зора, Али Суад бей, чтобы как-то нормализовать ситуацию, предотвратить опасность эпидемии, приказал поставить палатки для размещения людей на одном из холмов населённого пункта Рас ул-Айн. Он также отвёл место для тех армян, у кого ещё оставались деньги, чтоб они смогли открыть мастерские и магазины. Через некоторое время армяне открыли мастерские – портного, сапожника, а также магазины мелкой торговли, бакалейных изделий и 60 пекарней (стр. 46). Таким образом, они облегчали участь своих соотечественников, которые в сложившихся адских условиях как-то могли удовлетворить свои повседневные потребности…

Удивлённый этим умением армян, управляющий сказал одному из чиновников: «Не будем обсуждать, почему выселяют армян: это нас не касается. Как захотим, так можем обращаться с ними, можем уничтожить, можем оставить, оберегать и воспользоваться их трудом. Не можем устранить их тяжёлую участь, но можем облегчить. Я уверен, что благодаря их трудолюбию, в короткое время эти пустыни станут цветущими полями, вместо этих хибарок построят роскошные жилища» (стр. 47).

Однако подобное развитие событий в Алеппо не входило в планы турецкого правительства и военно-политического командования. Из Константинополя министр внутренних дел Талеат отправлял телеграммы с требованием завершить истребление армян, чтобы никто не остался в живых. С 17 марта 1916 г., началось выселение и уничтожение армян в Рас ул-Айне, Интилли и Дейр эз-Зоре, которое длилось несколько месяцев.

В этих событиях прослеживаются характер, менталитет и поведение представителей разных по происхождению цивилизаций. С одной стороны, это – турки: убивающие, разрушающие, уничтожающие, с другой стороны, это – армяне: созидатели, творцы и строители. С одной стороны, это – смерть, с другой стороны – жизнь.

Я позволю себе привести строки из статьи Левона Мелик-Шахназаряна «Цивилизационная несовместимость -1» (из серии «О Войне и Победе») двухлетней давности: «Мы – разные, таковыми нас сделала история. И выжили мы все именно потому, что строго, на протяжении веков и тысячелетий, придерживались выработанными многими поколениями собственной этнической философии, этических норм, единственно приемлемых в условиях тысячелетнего бытия».
Вся история армянского народа подтверждает незыблемую истину, утверждающую, что невозможно сломить народ, у которого есть неиссякаемая воля и энергия бороться, выживать, созидать и существовать вечно.
---------------------------
*Արամ Անտոնյան, Մեծ ոճիրը, Բոստոն, 1921 (Երևան, 1990). Страницы из этого труда буду отмечать в тексте – С.С.

Седрак САЯС

http://voskanapat.info/?p=10701 


Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья