Чем понравилась Армянская Энциклопедия «азербайджанским» пропагандистам?


В небезызвестной халтуре «Mea culpa… Признание армянской элиты», встретился мне полет мысли закавказского турка: «Надо отметить, что в 1410-1827 годах в Ереванской области и ханстве не было ни одного хана армянского происхождения. Составитель списка ханов, правивших этим ханством, армянский автор Хованнес Шаххатунан, указывал, что все 49 ханов Еревана были азербайджанцами. В Армянской Советской Энциклопедии еще раз подтверждается, что в 1410-1827-х годах все правители Еревана были азербайджанскими тюрками. Армянская Советская Энциклопедия. Т 3, Ереван, 1977 с 571.» (Mea culpa… стр. 84-85).

Недобросовестность авторов проявляется уже в том, что «хан армянского происхождения» не мог быть по определению, что имя армянского автора не Хованнес, а Ованнес и фамилия не Шаххатунан, а Шахатунян. Но я хочу привлечь внимание читателя к двум отрывкам из этого опуса: 1. «все 49 ханов Еревана были азербайджанцами», 2. «В Армянской Советской Энциклопедии еще раз подтверждается, что в 1410-1827-х годах все правители Еревана были азербайджанскими тюрками».

Какой восхитительный полет турецкой мысли: ханы «были азербайджанцами», «еще раз подтверждается», «были азербайджанскими тюрками». Восхищаться бы надо, а меня тянет назвать  придурками авторов этой несуразной мысли.

У меня под рукой нет труда О. Шахатуняна, и я, к сожалению, не могу доказать цитатами и ссылками, что он не мог назвать правителей Еревана азербайджанцами. Но, к счастью, существует обыкновенная логика, на которую мы все можем опереться. О. Шахатунян (1799-1849) историк, филолог, библиограф не мог говорить о правителях — азербайджанцах по той простой причине, что слово «азербайджанец» было ему незнакомо, вернее, такого слова, такого этнонима ко времени смерти ученого просто не существовало. Слово “азербайджанец” является “изобретением” Сталина, и впервые стало употребляться в 1936 году.

А вот 3-ий том Армянской советской энциклопедии у меня под рукой, скажу больше, я очень хорошо знаю и старшего научного редактора, редактировавшего статью «Ереванское ханство», и автора самой этой статьи, которая размещена не только на странице 571, но и на странице 572 3-го тома. И я со всей ответственностью заявляю, что в отмеченной статье нет ни одного слова с корнем «азербайджан» и с корнем «тюрк». Следовательно, армянская энциклопедия не могла «ещё раз подтверждать» то, чего не было. Выражения: «были азербайджанцами» и «были азербайджанскими тюрками» — фантазия человека, в детстве упавшего с ишака головой вниз. Так же ответственно заявляю: тот, кто придумал, что в статье «Ереванское ханство» Армянской Советской Энциклопедии есть эти выражения – дешевый и малограмотный лжец!

Какую цель, однако, преследует этот бред закавказских турок? Чтобы ответить на этот вопрос, надо констатировать следующее: нет сомнения в том, что в так называемой «Азербайджанской республике» выработаны инструкции и установки, коими руководствуются их пропагандисты в своих антиармянских блеяниях.

Одной из таких установок является пропаганда лживой идеи о том, что переселявшиеся с конца XI в.- до XVIII в. в Восточную Армению разнородные тюркские племена, это – «азербайджанцы». Бред об «азербайджанских» ханах Ереванского ханства как раз является одним из примеров претворения в жизнь этой установки. При этом о самом переселении тюркских племен в наш регион “азербайджанцам” следует молчать.

Так всё-таки, кем были 39 правителей Ереванского ханства? Чтоб ответить на этот вопрос, нужно бегло пройтись по истории одного из древнейших городов мира — Еревана, который на 29 лет старше Рима.

До половины XVIII в., политико-административная единица с центром в Ереване называлась не Ереванское ханство, а – Чухур-Саад – по имени предводителя забредших на Армянское и Иранское нагорья туркменских племён Амир Саада. В начале XV в. там, в составе образования кара-коюнлу, правили преемники Амир Саада. Во времена владычества ак-коюнлу в регионе (1467-1502) в Ереване правили сыновья падишахов Тебриза, в 1502-1724 гг.- кызылбашские амиры из племени румлу и устаджлу в составе государства Сефидов* в Персии. В 1604-1636 гг. правили каджары, после 1636 г. — представители персидского шаха, в 1727-35 гг.- турецкие паши. Во время Надир шаха (1736-1747) было восстановлено персидское централизованное владычество. 1747-1795 гг., во время безвластия в Иране, Ереванское ханство было полунезависимое, как и другие ханства Закавказья. В 1797-1827 гг. правили опять же ханы из племени каджар.

Таким образом, чтобы понять, кто были по национальности правители Еревана, надо пояснить, кто такие: кара-коюнлу, ак-коюнлу, сефиды, кызылбаши, каджары.

Рамки данной статьи не позволяют подробно представить поставленный вопрос, да я и не ставлю перед собой цели вновь открывать Америку. Поэтому коротко напомню: кара-коюнлу и ак-коюнлу – это враждующие друг с другом союзы тюркских огузских племен. У кара-коюнлу (черных баранов) тотемом, олицетворяющим их предка, был черный баран, у ак-коюнлу (белых баранов), тотемом-предком, соответственно, был белый баран.

Кызылбаши (красноголовые) – объединение исповедующих шиизм разных тюркоговорящих племен с внешним отличием: шапками с 12 красными повязками.

Основатель Сефидской династии Ирана, Исмаил I, был потомком основателя мусульманского ордена Сефевие, Сафи (Сефи) эд-Дин Исхака Ардабили. В исторической науке нет окончательного определения национальности Сефидов: их считают тюрками, курдами, талышами, вообще иранцами (возможно, даже евреи — С.С.). Интересно, что шах Исмаил I Хатаи насильно, огнем и мечом, заставил жителей территории, ныне входящей в Азербайджан, отказаться от суннизма и исповедовать ислам шиитского толка. Исмаил I переселил на территорию современного Азербайджана десятки тысяч шиитов различного этнического происхождения, в том числе кызылбышей, названных им шахсевенами (любящих шаха).

Каджары – тюркское племя, жившие в основном в Мазандаране (в долине Хазар — Джериб). Представители этого племени, как уже отмечалось выше, были правителями Чухур-Саада (в 1604-1636 гг.) а впоследствии – Ереванского ханства (1797-1827 гг.).

Как видно из этого краткого изложения, все правители административного деления в центральной части Восточной Армении, с центром в Ереване — амиры, паши и ханы были представителями или тюркских кочевых племён, которые, как уже было сказано, враждовали и воевали друг с другом, или представителями местных иранских династий. Называть их «азербайджанцами», в любом понимании этого слова, является грубым искажением истории и истины.

Только нечистоплотные существа и больные мегаломанией (μεγαλομανία) могут назвать правителей Еревана в 1410-1827 гг. «азербайджанцами».

Что касается самого термина «азербайджанцы», как народа, то общеизвестно, что это название для обозначения тюркского населения Советского Азербайджана было впервые введено конституцией Аз.ССР в 1936 г. До этого они назывались просто мусульмане, кавказские татары, азербайджанские татары, закавказские тюрки. В армянских источниках – туркманк (թուրքմանք). Об этом много раз писал и voskanapat.info ;  voskanapat.info/?p=9398, об этом писали ещё русские энциклопедии конца XIX и начала XX вв., которые не руководствовались марксистко-ленинской идеологией и лозунгом «незыблемой дружбы народов» («Энциклопедический словарь товарищества Гранат и компания», т. 23, столбец 73; Большая энциклопедия, т. 18, СПБ, 1904, стр. 305; Энциклопедический словарь, изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, т. 1, СПБ, 1890, стр. 219; т. 26, СПБ, 1894; стр. 818, 838, 840; т. 64, СПБ, 1901, стр. 671-672). Я не привожу соответственную литературу на армянском языке, чтобы быть беспристрастным.

О том, что «азербайджанцы» — новый «народ» и «Азербайджан» — молодая страна, говорят сами, представители этого «народа» — политологи И.Мамедов, З.Ализаде, В.Гулузаде, депутат парламента Фазиль Мустафа и другие.

В заключение хочу сказать зактурецким пропагандистам: не лезьте грязными копытами и чёрной душой в армянские источники: они предназначены для людей с чистой совестью и благими намерениями.

Седрак САЯС

voskanapat.info/?p=10414

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
купить просмотры
kerkyra
kerkyra
сейчас на сайте
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
33 года назад 7 районов арцаха за 5 млрд долларов 9 հարց asala failed state hайк наhапет γενοκτονία ιατρικά μαντελσταμ ναγκόρνο καραμπάχ «νέμεσις»... οι ελεύθερες ρίζες ουσίες στραβων τα αντιοξειδωτικά φυτικές ίνες абхазия осетия адонц айк нахапет ани аннексия ара абрамян арабские историографы арешев арман сагателян армен айвазян армянская энциклопедия армянские мстители армянский вопрос артак закарян арцах аршакуни атропат байден баласанян батыев бельгия богдан атанесян бывшие вазген манукян вандализм церковь великая армения венизелос виктор кривопусков вооруженные силы армении галерея подонков геворг геворгян генералы геноцид геноцид армян в азербайджане гостеприимство армян двойные стандарты демография детская кровать дорожная карта «дружба народов» дюма ереван законопроект о криминализации отрицания геноцида западная армения затулин идеология изобретения армян кадры казимиров «карабахский вопрос» каро пайлан левон мелик-шахназарян лжеучёный михаил мейер литовцев макрон малая армения марина григорян марина мкртчян маузерист андо мид михалис игнатиу мовсес каланкатваци мовсес хоренаци музей геноцида мхитар гераци мы опаздываем надеин-раевский наим бей национальная ассамблея франции национальное собрание франции национально-культурный геноцид новый год ногалес нюрнберг одкб операция «немезис» оппозиция отставка отставки памятники армянской архитектуры память жертв пандухт парад пашинян первая христианская страна повысил себе зарплату полибий страбон посол «азербайджана» потери предатель прелюдия принцип оон продажа арцаха пушкин рассказ русского офицера республики арцах роль россии рукописи русский офицер саркис цатурян светлана шмелева селфи серж саргсян советский генерал сопредседатели статус карабаха сумгаит тацит тёмные складки ультиматум 17 уничтожение армянских рукописей устройство арцаха фальсификация истории фейковый мир фридман ходжалу холокост холокост евреев цитатомания шарден шармазанов шильтбергер энциклопедии энциклопедия юрий котенок яникян ազգային-մշակութային եղեռն «ազերի» աշոտ մինասյան ասալա արամ անտոնյան արթուր եղիազարյան արմեն աշոտյան բաթըև բռնակցում գառնիկ իսագուլյան դավաճան դավաճանապետ դավաճանություն եռաբլուր/ераблур երևան երկերեսանիներ զատուլին զորապետներ իգիթյան իվան դավիդ լտպ կարեն օհանջանյան կորսված տարածքներ հաղորդակցություն հայաստան հայ ժողովուրդ հայկ նահապետ հանրագիտարան հեղինե բիշարյան հեռախոսազրույց հերյուրանքներ հերոս դավիթ միքայել մինասյան մ. ղահրամանյան նիկոլը գնալու է պեր գարտոն պոեմ սահմաններ սամվել կարապետյան փաշինյան սոսի վիկտոր հյուգո վնասները տիգրանակերտի ճակատամարտը տիգրան բ մեծ ցույց փոք հայք փոքր հայք քոչարյան ֆրանսիայի ազգային ժողով
все 3 Мои друзья