Ещё раз об интервью посла «Азербайджана» греческому религиозному сайту
В этом блоге, в статье «Двуликое интервью посла «Азербайджана» в Греции», я писал о том, что посол «Азербайджана» в Греции, дал интервью об истории принятия христианства на Кавказе греческому религиозному сайту www.agioritikovima.gr, и обнаружил, что это интервью имело два варианта: один вариант для греческого сайта, и второй вариант для «азербайджанского» сайта .www.1news.az/society/20131018083318741.html
Я в частности обратил внимание, на второй вопрос греческого корреспондента и ответа посла на него. Опять привожу этот вопрос и ответ.
«Вы утверждали, что древний Азербайджан стал первым регионом принятия христианства на Кавказе».
«Да, это бесспорный факт, который подтверждается не только кавказско-албанскими, но и армянскими авторами. Историк Кавказской Албании XIII века Стефан Орбелиани сообщал об этом следующее. Рассказывая о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в области Сюник Кавказской Албании (ныне – Нахчыванский регион Азербайджана), он отмечал:
«… раньше, чем население Армении, сюнийцы явились первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия, о чем уместно здесь рассказать. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрпатакан (древнее государство, занимавшее территорию современного юга Азербайджана и севера Ирана — прим. автора), он пришел со своими учениками и, пройдя через реку Аракс, вступил в пределы Сюника и приступил к проповеди в селе Ордубад.
В I-II веках, по свидетельству армянского автора Моисея Хоренского,а также албанских историков Стефана Орбелиани и Моисея Каланкатуйского3, область Сюник, расположенная на левом берегу реки Аракс, входила в состав Кавказской Албании. Село Ордубад сегодня – это город Ордубад – в Нахчыване».
В отмеченной выше статье я писал, и это всемирно известный факт, что первая страна, не только в регионе, но и во всём мире, принявшая христианство, как государственную религию была Великая Армения в 301 г. А в Кавказской Албании христианство было принято в 370-ые годы, в царствовании Урнайра.
Что касается Сюника, то я констатировал известный факт, что он не мог быть областью Кавказской Албании, потому что до того, как образовалась Кавказская Албания, Сюник уже был девятым ашхаром (область) Великой Армении. И в 8-й главе 2-й книги «Истории» Мовсеса Хоренаци, на которую ссылается посол, нету ни слова о том, что Сюник находился в составе Кавказской Албании.
Говоря о проповеди Варфоломея, о Сюнике и т.д., посол отсылает читателя к труду Степаноса Орбеляна «История области Сисакан», гл 5. Зная, что посол лукавит и в этом случае, я однако не написал по этому поводу, так как у меня под рукой не был оригинал 5 главы труда армянского историографа. Сейчас, благодаря моим друзям в Армении и в частности сотруднику образовательного комплекса «Մխիթար Սեբաստացի» Нуне Мовсисян, у меня под рукой оригинал этой главы.
В этой главе историограф рассказывает о том, как царь Армении Трдат и все нахарары (князя), в том числе князь Сюнийский, были крещены в реке Евфрат, после чего князь Сюнийский просит учителей, чтоб распространить христианство и в своём княжестве. Князь крестит своих в княжестве, отводит земли для строительства церквей, потом вместе с царём Трдатом и Св. Григором (просветителем-С.С.) ездит в Византию к императору Констандину. Возвращаясь в Армению, Св. Григор едет в Иверию, в Кавказскую Албанию распространяя свет христианства до границ массагетов и гуннов. После вовращения в Армению, Св. Григор рукоположил умного и честного молодого Григориса и отправил к князю Сюнийскому, чтоб утвердить его епископом Сюнийским. Это стало начало Сюнийского епископства.
Как видно из этого короткого, но основного изложения 5 главы труда Орбеляна, там нет всё то, что городил в своём интервью посол-фальсификатор: там и речи нету о Варфоломее, о том, что сюнийцы «раньше, чем население Армении» были верующими, об Ордубаде и т.п.
Таким образом, всё интервью посла «Азербайджана» греческому религиозному сайту, с начала и до конца основано на фальсификации истории, игнорировании общеизвестных фактов и искажении свидетельств историографов.
Это интервью часть той политики так называемого «Азербайджана», которая имеет целью всеми средствами «обосновать автохтонность» пришлых кочевников-тюрков, за счёт истории, культуры, ценностей, этнонимов автохтонных народов тысячелетиями живущих в этом регионе.
С. САЯС